Война и мирВойна

НАТО прячется за нашей спиной – конфликтолог-международник Григорий Перепелица

19:13 05 апр 2024.  609Читайте на: УКРРУС

В четверг, 4 апреля, в Брюсселе завершилось двухдневное заседание министров иностранных дел стран-членов НАТО, посвященное 75-летию Альянса. О том, почему заседание даже с натяжкой трудно назвать праздничным и какие механизмы поддержки воюющей Украине были очерчены на этой международной локации Lenta.UA говорит с конфликтологом-международником, директором Института внешнеполитических исследований, доктором политических наук Григорием Перепелицей.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг по итогам вчерашнего заседания Совета Украина-НАТО подтвердил информацию о том, что государства-члены Альянса пообещали официальному Киеву "поискать" дополнительные системы ПВО. “Союзники понимают необходимость срочно активизировать действия, в частности, по противовоздушной обороне. Поэтому союзники теперь вернутся к этому вопросу и проверят свои запасы, посмотрят, есть ли возможности дать больше систем ПВО. Я не буду конкретизировать, прежде чем они завершат эту работу”, - отметил генсек НАТО.

Приблизительно такие же сигналы послал и министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, принимавший непосредственное участие в заседании. По его словам, Германия пообещала "немедленно" провести инвентаризацию всех батарей Patriot и других систем ПВО, которые есть у государств НАТО и вообще в мире, и проанализировать, что можно сделать, чтобы часть из них передать нашей стране. Между тем Йенс Столтенберг акцентировал, что нужно помогать еще больше. "Мы должны поставить нашу помощь Украине на более твердую и долгосрочную основу", - подчеркнул глава НАТО. О том, что означают эти месседжи из Альянса, Lenta.UA говорит с капитаном 1 ранга в отставке, дипломатом и доктором политических наук Григорием Перепелицей.

Читайте также: Зеленский ввел санкции против 86 юридических лиц

- По итогам встречи Совета Украина-НАТО в четверг, 4 апреля, глава отечественного МИД Дмитрий Кулеба, среди прочего, отметил, что "один из очень опытных министров" сказал ему, мол, это была самая жесткая речь министра иностранных дел, которую он слышал в своей жизни. «Я извинился за то, что испортил праздничное настроение – день рождения НАТО, но я чувствовал, что нужно погрузить коллег в строгую реальность жителей Харькова, Одессы, Львова…», - акцентировал господин Кулеба. Отталкиваясь от этого, вопрос: насколько эмоциональная компонента, а именно к ней апеллировал глава нашего внешнеполитического ведомства, является действенной с точки зрения «пробуждения» наших союзников в Альянсе?

- Ну а как, спрашивается, выносить эмоции за скобки, когда Украина обороняет весь восточный фланг НАТО, которое до сих пор находится в полулетаргическом сне? По большому счету, у НАТО нет стратегии сдерживания России, хотя такая стратегия вроде бы и была принята на саммите в Мадриде. Вместе с тем, это так называемое сдерживание вообще не работает, и мы все это прекрасно видим по раздающейся из Кремля риторике. То есть Путина НАТО не то что не пугает – он рассматривает Альянс как детский сад, исходя из того, что они не способны найти консенсус по целому ряду важных вопросов. А НАТО, осознавая, что война с Россией неизбежна, находится в состоянии испуга.

– А чем конкретно обусловлено это состояние испуга?

– Во-первых, тем, что они не готовы к такой войне. А во-вторых, тем, что у них нет времени для такой подготовки. Путин это ясно осознает и поэтому у него открытое окно возможностей для вскрытия восточного фланга НАТО и предъявления фактического ультиматума Альянсу о его капитуляции. Он это уже, кстати, сделал 17 декабря 2021 года, когда потребовал, чтобы НАТО откатилось к 1997 году. А все, что там осталось от того, то есть, Центральная и Восточная Европа должна перейти под контроль России, как это было во времена Варшавского договора и Холодной войны. НАТО тогда, хотя и испугалось, впрочем, не приняло этот ультиматум и передало РФ Украину как сакральную жертву. НАТО рассчитывало на то, что в Украине Путин остановится и не пойдет дальше. Вот такая deterrent strategy (стратегия сдерживания – Ред.) у них была. Кстати, в этом контексте следует напомнить слова Столтенберга (действующего генсека НАТО – Ред.), который сказал, что задача НАТО состоит в том, чтобы сделать все возможное, чтобы эта война не вышла за пределы Украины. Ну, а те смешные "силы", которые продемонстрировал Альянс, отправив по одному батальону в страны Балтии и одну американскую бригаду в Польшу... Это, знаете ли, разве что психологическое сдерживание, да и то такое. Путин же развернул двухсоттысячную группировку во время стратегических учений-2017. Таким образом, он показал, что имеет реальное стратегическое преимущество на восточном фланге.

- И что, выходит, НАТО не видело очевидного и в результате, как вы говорите, оказалось в испуганном состоянии?

- Да, действительно НАТО оказалось в состоянии не то чтобы паралича, но испуга точно. И мы видим, как Макрон обратился к лидерам стран НАТО, заявив, что, мол, достаточно бояться, давайте готовиться к обороне восточного фланга, который мы должны строить в Украине. И именно инициатива Макрона разбудила НАТО, ведь очевидно, что если Украина не выстоит, то театр военных действий перейдет на территорию Центрально-Восточной Европы, то есть в зону ответственности НАТО. Впрочем, Макрона, большая часть стран НАТО, включая генсекретаря Альянса, не поддержали в части предоставления прямой военной помощи Украине. Таким образом, Альянс как раз под свой 75-летний юбилей разделился на альянс испуганных и альянс решительных. Мы в частности увидели, что Франция, Чехия, страны Балтии высказались за прямую военную поддержку Украины, включая опрокидывание войск на территорию нашего с вами государства, ну, а позиция остальных общеизвестна – голова в песок.

В то же время риторика генсека НАТО г-на Столтенберга изменилась, и сейчас основная идея состоит в том, чтобы предоставить Украине столько военной помощи, чтобы Украина не проиграла эту войну. То есть они четко отдают себе отчет в том, что если Украина проиграет эту войну, то тогда НАТО придется либо воевать, либо капитулировать. Вот такая дилемма как раз под 75-летний юбилей предстала перед Альянсом.

- И какие у вас ощущения: они серьезно думают над решением этой дилеммы или?..

- На Совете Украина-НАТО Столтенберг призвал создать фонд поддержки Украины на 100 миллиардов долларов. Этот фонд должен действовать на постоянной основе и туда страны-члены НАТО должны добавлять, кто сколько может и за эти деньги Североатлантический союз будет покупать вооружение для Украины. Это действительно не новая идея, поскольку НАТО в течение 2000-2010 годов так и решало неотложные вызовы. Речь идет о так называемых трастовых фондах, которые выделялись на военную реформу в Украине и приближение Украины к стандартам НАТО. Но давайте называть вещи своими именами и откровенно говорить, что это была такая себе история, потому что кто хотел – выделял эти средства, кто не хотел – не выделял.

- Впрочем, господин Столтенберг также предлагает передать Рамштайн в распоряжение директив НАТО (сколько вооружения и какая страна должна выделять), тогда как сейчас де-факто балом правит Вашингтон.

- Да, но следует учитывать, что это решение только нарабатывается, тогда как нам горит еще позавчера. А вообще сейчас вырисовывается такая модель, что Украина до 2030 года должна быть основным форпостом обороны НАТО, но без членства в Альянсе. Поэтому они вот те договоры о гарантиях безопасности, которые Зеленский пытается подписать, хотят имплементировать в рамках только Большой семерки. То есть речь идет о том, что G7 возьмет на себя расходы на военную помощь Украине – покупку вооружения, строительство военных предприятий и т.д. И вот теперь НАТО хочет перехватить эту инициативу, поскольку у них есть опасения, что с приходом Трампа к власти в США существует высокая вероятность того, что он будет пытаться вывести Соединенные Штаты из НАТО. А что представляет собой НАТО без Америки, если 70% военного потенциала Альянса – это именно США – вопрос риторический. Вот в такой ситуации находится НАТО, а мы что имеем? Есть массированные ракетные атаки, уничтожение наших войск, в том числе авиации. А авиации от партнеров пока никакой не имеет. До сих пор неизвестно, выделят ли нам американцы F-16 или не выделят. То есть ситуация неопределенная. И особенно критическая ситуация сложилась со средствами противовоздушной обороны.

- Кстати, именно на ПВО был сделан акцент на заседании Украина-НАТО, где официальный Берлин заявил, что немедленно инициирует анализ всех имеющихся не только у союзников, но вообще в мире, систем и батарей Patriot, а также других систем ПВО для предоставления их официальному Киеву.

– Важно понимать, почему сейчас расставляются именно такие акценты. А расставляются они потому, что поменялась стратегия России. Если до 2024 года РФ пыталась оккупировать Украину, то теперь Россия, понимая, что оккупационные планы недостижимы, пытается уничтожить Украину. Уничтожить, подчеркиваю, физически. Так же, как она уничтожила Авдеевку, Бахмут, Мариуполь... Поскольку Россия не может взять большие города, она хочет стереть их с лица земли. Поэтому мы видим, как усилилось количество ракетных ударов, а также ударов баражирующими бомбами, которые превращают наши города в груду щебня. И в этой ситуации, учитывая, что у нас нет надлежащей авиации и дальнобойного вооружения для нее, нам очень нужны средства противовоздушной обороны. А говорить союзникам на дипломатическом языке, мол, слушайте, ребята, ну, дайте нам хоть что-то – не имеет никакого смысла. Они глухие. Они не слышат. Поэтому, возвращаясь к началу нашего разговора, еще раз отмечу важность именно эмоциональной составляющей особенно в том, что касается систем Patriot. И в ситуации, когда идет война и когда НАТО фактически прячется за нашей спиной, Зеленский и Кулеба, отвергая традиционные дипломатические реверансы, правильно делают, что поливают их холодным душем, чтобы в конце концов очнулись. Украине должны дать все, включая войска, потому что дальше россияне будут воевать, в том числе и нашими гражданами, на территории стран НАТО. И Макрон это понял и озвучил.

- Да, господин Макрон понял, но не поняли его, ведь мы видели, как со всех сторон, в том числе из Вашингтона, посыпались возражения, мол, никто никаких войск в Украину отправлять не собирается, Боже упаси!

- Это все только усиливает уверенность Путина в том, что нужно открывать второй фронт, где ему светит гораздо больше успехов, чем на украинском фронте. И для этого Путину не нужна миллионная армия – ему там вполне достаточно будет и двухсот тысяч «освободителей».

Читайте также: Украина приближается к критическому моменту, - Ермак

Ромашова Наталия

Самое читаемое