ПолитикаВласть

Волчий билет «волчьему суду»: как ликвидировав ОАСК, власть пытается взять под контроль КСУ

17:32 15 дек 2022.  2737Читайте на: УКРРУС

Депутатский корпус Верховной Рады, который с началом полномасштабного российского вторжения работает в закрытом режиме, во вторник, 13 декабря принял ряд весьма знаковых, однако далеко неоднозначных решений. Каким же законопроектам и почему именно сейчас включили зеленый свет владельцы мандатов, разбиралась Lenta.UA.

В ходе вчерашнего пленарного заседания Верховной Рады нардепы приняли сразу несколько резонансных законов. Первый – законопроект №5655 - касается реформ в сфере градостроения. Авторы называют его действенным инструментом в борьбе с коррупцией и злоупотреблениями в строительстве. Однако против выступали профильные эксперты, заявившие о многочисленных рисках нового документа. Буквально накануне рассмотрения документа в здании под стеклянным куполом на Грушевского разразился скандал. В Ассоциации городов заявили, что закон не решает проблем, а наоборот, создает немало рисков, в частности, лишает местные власти и общественность возможности контролировать застройку.

Категорически против выступили и в национальном союзе архитекторов, подчеркнув, что многие функции от страны этим документом передаются в частные руки. По задумке это призвано убрать государственную коррупцию, но специалисты опасаются, что это может просто сделать ее приватной.

Читайте также: Рада ликвидировала ОАСК

«Частный градостроительный контроль позволит создать застройщикам свои органы, которые будут контролировать строительство, тогда как государство вообще отстраняется от этого процесса. Это ненормальная ситуация», - указала на один из рисков нового закона заместитель председателя архитектурной палаты НСАУ Анна Кирий.

Еще один довольно «мутный» момент – электронный допуск к рынку застройщиков. Есть небезосновательные опасения, что из-за формальных отказов не все компании смогут получить разрешения и это может создать монополию на рынке.

Кроме того, в законе нечетко прописано, куда жаловаться в случае незаконной застройки. И самое главное – кто может это делать. Будут ли такие полномочия у конкретных общин, местной власти или же все функции лягут на плечи Министерства развития общин? 

Все эти, мягко говоря, важные вопросы остаются открытыми и в будущем непременно «вылезут боком». Впрочем, не исключено, что принятый в хорошо апробированном нынешним составом Рады турборежиме документ ветирует президент. Кстати, соответствующая петиция на момент подготовки данного материала очень быстро собрала процедурно необходимые 25 тысяч голосов и число автографов неуклонно растет.

Автором скандального документа, который в соцсетях называют победой строительной мафии над контролем гражданского общества, является формальный лидер пропрезидентской партии «Слуга народа» Елена Шуляк. И она, несмотря на тотальную и во многом небезосновательную критику свое законодательное детище считает… прорывом. «Мы вводим тотальную цифровизацию всех процессов в строительной сфере. Это означает, что строить можно только при наличии всех разрешительных документов автоматически выдаваемых единой электронной системой, связанной со всеми необходимыми реестрами. Она же будет блокировать проекты с нарушениями законодательства», - написала Шуляк у себя в Facebook, добавив при этом, что принятый законопроект является «самым главным условием старта полноценного восстановления страны». Разделит ли нынешний хозяин Банковой такую же точку зрения или все-таки ветирует закон — станет известно предельно скоро, поэтому точку тут ставить еще рано.

Тем временем Шуляк всячески пытается защитить свое скандальное детище. Дошло до того, что когда потерявший на фронте обе ноги киевский активист Олег Симороз раскритиковал данный закон, она приехала к нему в больницу. Но не с тем, чтобы помочь.

«Сложно даже представить, что в голове у этой сволочи, чтобы прийти к потерявшему обе ноги бойцу (еще даже два месяца не прошло с того дня) и пытаться с ним выяснять отношения», - рассказал однопартиец Симороза по партии «Народовластие» экс-нардеп Юрий Левченко.

В этом контексте следует отдельно подчеркнуть, что документ дружно поддержали осколки ОПЗЖ, которая после начала большой войны разбилась на отдельные депгруппы, пытаясь демонстрировать лояльность власти. И с учетом этого становится ясно, почему представители монобольшинства не спешат лишать соратников путинского кума Медведчука депутатских мандатов, хотя основания и механизмы существуют.

Сейчас «опзж-исты» - это послушная и надежная страховка СН от голосового дефицита при рассмотрении неоднозначных законопроектов, к которым относится и наработка госпожи Шуляк.  Жертвами ее закона могут стать, к слову, и объекты культурного наследия, ведь для них фактически прописан принцип молчаливого согласия на строительство. Одним словом, замечаний к скандальному документу – воз и маленькая тележка, но снова-таки – последнее слово за Владимиром Зеленским, а он его пока что не сказал.

А вот другой принятый в ходе заседания парламента 13 декабря документ глава государства оперативно скрепил своим автографом и даже упомянул в традиционном видеообращении. Речь идет о ликвидации одиозного Окружного административного суда Киева. «Эта история завершилась. А история реформ продолжается – продолжается даже во время такой войны. Я благодарю всех, кто работает ради Украины», - подчеркнул Зеленский, который, кстати говоря, ровно двадцать месяцев назад публично заявлял, что вопрос ОАСК будет решен «безотлагательно».

«Убив» 310 голосами ОАСК – суд имени ходящего в Украине под уголовным делом и пребывающего под санкциями США Вовка, нардепы тут же проголосовали за создание Киевского городского окружного административного суда. Но об этом – чуть позже.

Отметим, что ОАСК являлся судом первой инстанции, который рассматривал споры по поводу избирательного процесса, принятия, прохождения или увольнения с публичной службы, дела об обжаловании решений органов государственной власти или местного самоуправления, расположенных в Киеве. Фактически в руках «волчьего суда», как часто называют ОАСК, находились все важнейшие вопросы страны, решения по которым принимались непосредственно в столице. Именно поэтому эксперты постоянно указывали на то, что кто бы ни приходил в главный кабинет на Банковой, он всегда старался сделать ОАСК «в доску своим» или, другими словами – послушно-ручным. Суд этот, к слову, просуществовал двадцать лет, семь из которых им руководил вышеупомянутый Павел Вовк.

Отправившийся давеча в утиль истории ОАСК известен своими резонансными решениями и скандальными судьями. ОАСК упразднял новую редакцию украинского правописания и переименование Московского проспекта на проспект Бандеры в Киеве. Несколько лет назад ОАСК по иску Игоря Коломойского признал национализацию «ПриватБанка» незаконной.

Также Окружной админсуд заблокировал переименование УПЦ московского патриархата, которая по решению Верховной Рады должна была внести в свое название связь с Россией для четкого понимания людьми, откуда конкретно «растут ноги» этой структуры.

Среди других резонансных вердиктов ОАСК – запрет Ульяне Супрун исполнять обязанности министра здравоохранения, отмена запрета на показ в Украине сериала «Сваты» (конкретный пас Зе-власти), восстановление Романа Насирова – общеизвестного любителя одеял в клеточку – в должности председателя Государственной фискальной службы и ряд других. Кстати говоря, еще во время Революции достоинства судья Санин принял решение о запрете Майдана, а его коллега Аблов – заместитель председателя этого суда – обязал «Беркут» разогнать его в ночь с 10 на 11 ноября, когда произошло первое насилие против демонстрантов.

Весной этого года, уже после старта путинской «спецоперации», ОАСК принял к рассмотрению иск президента-беглеца Януковича о возвращении его на наивысшую должность в стране. ВФЯ жаловался, что Рада «ушла» его незаконно и теперь нужно все вернуть на круги своя. Эксперты расценивали это как возможную часть плана Кремля «за три дня» взять не только Киев, но и Банковую, а, следовательно – всю страну, потому что Виктор Федорович безоговорочно выполнял бы любую, даже самую дичайшую путинскую идею.

Законопроект №5369 о ликвидации ОАСК внесли в парламент в апреле 2021 года со статусом «неотложный». Неотложность, как видим, в представлении нынешней власти – понятие более чем растяжимое... Как бы то ни было, но теперь вместо «волчьего суда» будет создан Киевский городской окружной административный суд.

«Новый административный суд невозможно создать до того, как будет создана Высшая квалификационная комиссия судей и новый Высший совет правосудия. Эти процессы сейчас продолжаются, но и их может сорвать судебная мафия на съезде судей, не проголосовав за восемь членов ВРП. Впрочем, в связи с тем, что ОАСК ликвидирован, думаю, сила и влияние этой самой мафии значительно снизились», - отмечает председатель фонда Dejure Михаил Жернаков.

По словам эксперта, ликвидация суда не означает, что судьи ОАСК автоматически лишатся своих должностей – их все еще могут перевести в другой суд, однако, опять-таки это может сделать только Высшая квалификационная комиссия, которой сейчас нет. Но если они откажутся от перевода, это будет основанием для их увольнения. «Кроме статуса судьи, есть еще и измерение уголовных производств, большое количество которых против судей ОАСК существует. Если будут вынесены приговоры, которые вступят в законную силу, судьи также лишатся своих должностей», -  подытожил Михаил Жернаков.

В общем и целом, и в экспертных кругах, и в общественной среде по вполне понятным причинам приняли «на ура» новость о ликвидации скандального ОАСК. Другое дело, что наряду с этим нардепы под шумок приняли еще одно, касающееся судебной ветви власть решение. А тут уже есть вопросы...

«Без ложки дегтя не обошлось. Вслед за ликвидацией ОАСК Верховная Рада провалила реформу Конституционного суда. Принятый 13 декабря закон не только не гарантирует решающий голос в отборе судей КСУ независимым экспертам. Он делает из международников ширму для протягивания в КСУ ручных судей. Теперь заблокировать кандидатов, которых тянет Банковая, будет гораздо сложнее. Поэтому с новым законом уже к лету власти будут контролировать большинство в Конституционном суде. Это значит, что власти смогут сделать все, что вздумается: провести досрочные выборы, снести ВАКС или отменить судебную реформу. Никаких предохранителей, КСУ с радостью освятит любую спущенную сверху идею. Чем-то напоминает Россию, правда? Выходит парадокс. Пока ВСУ ценой сверхусилий останавливают российское нашествие, украинские власти копируют самые плохие практики, царящие на болотах», - отмечается в заявлении Центра противодействия коррупции.

Таким образом, в свежепринятых «судебных» законопроектах, как говорил незабвенный классик, с печалью радость обнялась, поскольку одной рукой власть убивает «зашкваренный» ОАСК, а другой – создает фундамент для дальнейшего тотального контроля над судебной ветвью власти уже на уровне КСУ.

Читайте также: Украинским военным разрешили уходить в отпуск во время военного положения

Ромашова Наталия

Самое читаемое