Наука и технологиидейтерий

Ученые выяснили, как по вкусу распознать дейтериевую воду

04:37 09 апр 2021.  1734Читайте на: УКРРУС

Дейтериевая вода содержит два атома его тяжелого изотопа водорода — дейтерия.

Ученые из Чехии, Израиля и Германии в результате лабораторных экспериментов и молекулярного моделирования выяснили, что у человека есть рецепторы, которые активируются под воздействием тяжелой воды, что позволяет отличить ее от обычной, пишет Communications Biology.

Тяжелая вода имеет ту же химическую формулу, что и обычная, но вместо двух атомов легкого изотопа водорода, протия, она содержит два атома его тяжелого изотопа — дейтерия. Основные химические свойства D2O и H2O, такие как рН, температуры плавления и кипения, очень близки. Дейтериевая вода не поглощает нейтроны, поэтому используется в ядерных реакторах для замедления нейтронов и в качестве теплоносителя. Она используется также в качестве изотопного индикатора в химии, биологии, гидрологии, агрохимии. В медицине используется для замедления биохимических реакций.

Молекулы тяжёловодородной воды были впервые обнаружены в природной воде Гарольдом Юри в 1932 году, за что был отмечен Нобелевской премией по химии в 1934 году. А уже в 1933 году Гилберт Льюис выделил чистую тяжёловодородную воду.  У ученых есть сведения, что плавающий многолетний лед в Арктике богаче дейтерием, поскольку в приполярных районах активнее проходят реакции на космические радиоактивные излучения.

Физические характеристики дейтериевой воды отличаются от обычной: плотность её за счёт преобладания кластерной структуры на 10 %, а вязкость по той же причине на 20 % больше, температура кипения и теплота испарения соответственно тоже выше. В небольших количествах она безвредна для человеческого организма.

Ученые выяснили, что у человека есть рецепторы сладкого вкуса — TAS1R2 / TAS1R3, которые активируются тяжелой водой.

"Несмотря на то, что два изотопа номинально химически идентичны, мы убедительно показали, что люди могут отличать по вкусу, основанному на химическом восприятии, H2O от D2O — последний имеет отчетливый сладкий вкус. Таким образом, наше исследование разрешает старый спор относительно особого вкуса тяжелой воды, демонстрируя, что небольшой ядерный квантовый эффект может оказывать заметное влияние на такую базовую биологическую функцию, как распознавание вкуса", — приводятся в пресс-релизе чешского Института органической химии и биохимии слова Павла Юнгвирта.

Фото: barenstobserver