КультураЗнаменитости

Изобретателю "киберпанка" исполнилось 76 лет

06:30 18 мар 2024.  81Читайте на: УКРРУС

Правда, сам Уильям Гибсон свое "отцовство" отрицает.

Сразу скажем, что сам Уильям Гибсон "отцом киберпанка" себя не признает. Но поскольку такие случаи бывают и с привычным понятием "отцовства", мы этот его отказ во внимание не примем. Ну а тем, кто предпочитает в современной фантастике такой жанр как "киберпанк", объяснять место, которое занимает в нем Гибсон, не надо. 

Американо-канадский (живет в Ванкувере) писатель сделал в современной литературе массу открытий, начиная с 1984-го года, когда он в романе «Нейромант», удостоенном всех престижных премий в жанре фантастики, впервые сделал главным героем хакера (тогда и слова такого не было, у Гибсона этих ребят называют "кибер-ковбоями"), и до сегодняшнего дня, когда сбываются другие его предсказания. Так, например, еще в 2003-м году в «Распознавании образов» он первым изобразил тот вид искусства, который сегодня известен под аббревиатурой NFT (невзаимозаменяемый токен).  

Так иллюстратор романа Гибсона видит Молли - сравните с Тринити в  «Матрице». Фото: Pinterest

Для тех же, кто фантастическую литературу не читает, достаточно сказать, что кинофраншиза «Матрица», которая вызвала в начале «нулевых» годов своей идеей существования и взаимопроникновения материального и виртуальных миров всплеск восторженных статей интеллектуалов, вся вышла из вышеупомянутого «Нейроманта». 

Этот роман, открывший в в 1984-м году трилогию Гибсона «Киберпространство», в которую впоследствии вошли также его романы «Граф Ноль» и «Мона Лиза Овердрайв» и некоторые рассказы, первым ввел в массовую культуру такие понятия как «киберпространство», «виртуальная реальность» и «искусственный интеллект». А его героиня наемница-телохранитель Молли с ее боевыми качествами сверхчеловеческого уровня повлияла на создание через полтора десятилетия в «Матрице» аналогичного образа Тринити.

Кстати, в «Киберпространстве» показано еще, что настоящими властителями человечества в мире киберпанка являются не национальные правительства, а транснациональные корпорации, которые сначала завладели киберпространством, а затем перешли от него к овладению реального мира. И. в общем-то, "новый мир" мир Гибсона показан у него интереснее и глубже, чем "новый мир" у Вачовски.

И еще одно. "Киберпанк" Гибсона (еще одна его экранизация, на этот раз буквальная - "Джонни-мнемоник" с Киану Ривзом) находится с тесном родстве со "стимпанком", чьи образы вдохновлены фантастикой XIX века, очарованной разного рода техникой и машинами (вспомните, например, у Жюля Верна, подводную лодку "Наутилус" капитана Немо, мультикоптер Робура-завоевателя и "пловучий остров", на котором живут мультимиллионеры). 

Иначе говоря, рассказывая о мире будущего, Гибсон видит и описывает его в мельчайших деталях, что придает его прозе особую убедительность. Убедительность, впрочем, печальную, так как видит этот мир писатель исключительно в мрачных тонах. Зато люди у него всего остаются живыми людьми с яркими характерами (особенно Гибсону удаются героини-женщины) - и это еще одна причина, по которой его так интересно читать.  

Правда, в последние годы Гибсон от описания "мира будущего" отошел, предпочитая в своих новых книгах мир реальный. Но, во-первых, это происходит по объективным причинам - многое из того, что придумал "ранний Гибсон" уже стало реальностью (тут еще раз повторилась история столетней давности с Жюлем Верном). А, во-вторых, Гибсон ведь не просто "писатель-фантаст", которых пруд пруди - он настоящий писатель, которого читать всегда интересно.   

Фото: Facebook

 

Сергей Семенов

Новости

Самое читаемое