ПолитикаЗа поребриком

Безнадежный ли Надеждин: почему Кремль испугался избирательных «сюрпризов»

22:07 13 фев 2024.  1001Читайте на: УКРРУС

На болотах завершается процедурный процесс к проведению того, что в цивилизованных странах называется всенародными выборами. Тамошний Центризбирком поставил регистрационный шлагбаум для Бориса Надеждина – единственного потенциального кандидата в президенты РФ, который высказывался против продолжения путинской «спецоперации». О том, почему Кремль решил не допускать появления его фамилии в бюллетене и что показала достаточно высокая поддержка данной фигуры среди рядовых россиян, читайте в материале Lenta.UA.

На днях Центризбирком страны-агрессора не допустил Бориса Надеждина к участию в выборах президента России. Ранее рабочая группа тамошнего ЦИКа насчитала более 15% брака в поданных им подписях при максимально допустимых пяти процентах. Всего недействительными росЦИК признал 9 147 подписей «за» Надеждина – то есть примерно 8,7% из сданных 104 734. Среди них якобы нашлись подписи 11 умерших людей, что особенно возмутило зампреда ЦИК Николая Булаева. «Мы же все понимаем, что это верх цинизма… Я не обвиняю кандидатов, они вынуждены работать с большим количеством сборщиков. Но если появились умершие, у меня была инициатива такая – весь список порочится. Так не должно быть. Нельзя переходить границы», - артистически заявил росчиновник.

Среди других нарушений, которые якобы нашел росЦИК, - в 1 767 случаях сборщик отсутствовал в списке сборщиков, в 995 данные сборщика не соответствовали нотариально заверенным данным в списке сборщиков, а в 123 случаях от имени сборщика, по мнению «экспертов комиссии», заверительные записи выполняло третье лицо. Подписные листы, как объяснил вышеупомянутый Булаев, проверяли с помощью нейросетей, а затем перепроверяли порядка 40 экспертов. Всего были проверены 60 тысяч подписей Надеждина, отобранных случайным образом, на что ушло 144 часа. При этом представители политика при процессе не присутствовали. Почему – ни одна из сторон не пояснила.

Читайте также: На оккупированых территориях Украины организуют досрочное «голосование» за Путина

«Согласно всем опросам, я на втором месте по рейтингу после Путина. Это десятки миллионов людей, которые хотят голосовать за меня. А вы мне рассказываете про умерших в подписях и неправильные паспорта. Мы, конечно, будем это оспаривать», - заявил Надеждин.

Тем не менее у росЦИКа «появилась полная ясность», что в избирательном бюллетене будет четыре фамилии. Это, понятное дело, «вечный» Путин, лидер ЛДПР Леонид Слуцкий, член КПРФ Николай Харитонов и представитель партии «Новые люди» Владислав Даванков. «Я еще могу оказаться в бюллетене», - заявил после решения Памфиловой и сотоварищи Надеждин.

Политик, которого, напомним, выдвинула непарламентская партия «Гражданская инициатива», должен был собрать и сдать в ЦИК в общей сложности 100 тысяч подписей (не более 2500 от каждого региона). Как утверждали в штабе Надеждина, его команде удалось собрать более 200 тысяч подписей. 31 января политик подал в ЦИК разрешенные 105 тысяч «идеальных подписей» - их специально отбирали, чтобы минимизировать процент брака. Но, как видим, операция-минимизация с треском провалилась. Теперь же команда Надеждина пытается доказать свою правоту посредством Фемиды.

В понедельник, 12 февраля, Борис Надеждин обратился в Верховный суд РФ, где оспаривает отказ в регистрации. В случае отрицательного решения ВС он намерен обратиться в Конституционный суд.

Отметим, что агитационная кампания 60-летнего Надеждина, бывшего депутата Госдумы РФ, началась осенью прошлого года и вызвала неоднозначные оценки прежде всего из-за политического   бэкграунда фигуранта. Так, в конце 90-х Надеждин работал советником убитого в 2015-м Бориса Немцова, а затем – советником нынешнего первого замглавы путинской Администрации Сергея Кириенко. Тогда Кириенко работал на должности премьер-министра. Сейчас Надеждин утверждает, что не общался с бывшим соратником уже много лет. Вместе с Немцовым и Кириенко Надеждин долго работал на руководящих постах в либеральной партии «Союз правых сил». В начале нулевых Надеждин избрался от этой партии в Госдуму РФ, но продержался там лишь один созыв. После распада СПС Надеждин работал в лояльной Кремлю партии «Правое дело». К слову, в совет депутатов городского округа Долгопрудный, где Надеждин заседает и теперь, он избрался уже от лояльной путинской Администрации «Справедливой России», впрочем, в саму партию не вступая.

С учетом некогда близости к Кириенко, многие считают Надеждина кандидатом-марионеткой Кремля и в доску своим спарринг-партнером для Путина. Надеждин, к слову, оказался единственным кандидатом, который прямо высказался против продолжения войны в Украине. Решение начать военные действия он назвал «фатальной ошибкой», а также заявил, что Путин ведет страну «к катастрофе».

В ходе агитационной кампании Надеждин единственный из всех кандидатов говорил, что считается себя «противником» политики действующего президента, а в январе даже встречался с женами росмобилизованных, в последние месяцы неоднократно протестовавшими против того, что их мужей не возвращают домой с фронта.

Примечательно, что на старте кампания Надеждина не привлекала особого внимания, однако в конце января в городах по всей России и за рубежом люди начали выстраиваться в очереди, чтобы поставить подпись за данного политика. Фотографии и видео, на которых видно, как люди в длинных очередях ждут возможности оставить свою подпись, приходили из Екатеринбурга, Иркутска, Калининграда, Хабаровска. А в Якутии желающие отдать подпись ждали на 45-градусном морозе. При этом, что весьма и весьма показательно, больше всего людей пришло подписаться за кандидата в Москве и Санкт-Петербурге.

Возникший ажиотаж вокруг сбора подписей привлек внимание российской оппозиции – в том числе тех, кто уехал из страны-агрессора аккурат после старта путинской «спецоперации». Многие известные росоппозиционеры как-то Борис Ходорковский призывали ставить подписи за Надеждина, отмечая, что поддержка этого политика по сути превратилась в форму легального протеста против российско-украинской войны. В поддержку сбора высказались также представители команды Навального, политолог Екатерина Шульман, политик Максим Кац, блоггеры Илья Варламов и Майкл Наки, журналистка Екатерина Дунцова (она тоже собиралась участвовать в выборах, но росЦИК отказал ей в регистрации инициативной группы), активистки «Феминистского антивоенного сопротивления» и многие другие.  Вскоре в Кремле поняли, что пахнет «жаренным» и, по всей видимости, оценив всевозможные риски решили отказать Надеждину в регистрации.

Борис Надеждин, как мы уже отмечали, позиционирует себя как кандидат, который «идет на выборы как принципиальный противник политики действующего президента». Однако при этом, некоторые росоппозиционеры открыто подтрунивают над ним. Так, проживающий нынче в Украине Илья Пономарев после отказа росЦИК Надеждину написал у себя в Facebook следующее: «Антивоенным россиянам предлагаю проголосовать за Путина. Во-первых, его точно не снимут с гонки. Во-вторых, у него не плохие шансы победить. В-третьих, у него схожая с Надеждиным программа: переговоры с Киевом, референдумы на занятых территориях, помощь фронту».

«Кампания с Надеждиным подходит к концу. Российский ЦИК (разумеется, с чьей подачи) «забраковал» подписи за этого слишком технологичного (как будто) антивоенного кандидата. Поигрались – и хватит. А заодно переписали всех «неблагонадежных», которые часто под камеры ставили за Надеждина подписи. В конце концов это с самого начала походило на «разводняк», который давал возможность выпустить пар, заговорить об альтернативе, а то и (о Боже!) – о победе малоизвестного политика с орбиты Сергея Кириенко. Наивные! Собственно, есть подозрение, что с самого начала Надеждин был еще и техническим кандидатом в кандидаты для Владислава Даванкова (есть такая в России партия «Новые люди»). Мол, если не зарегистрируют Надеждина, он призовет голосовать именно за эту кандидатуру. Сам Даванков тоже стоял в очереди и подписывался в письмах за выдвижение Надеждина. Это было смешно. Чтобы долго не объяснять, кто такой Даванков, можно сказать так: это единственный кандидат, кроме конечно Путина, который на федеральных каналах упоминается в положительном контексте. Что все объясняет. И именно ему, очевидно, в этой оперетке отведена роль основной «альтернативы» для легитимизации процесса. Ибо действительно – царю недостойно идти на выборы одному – скоморохи должны оттанцевать свои па. Задача кремлевской Администрации - предложить миру любовь народа к лидеру нации и мирство тех, кто будет стоять рядом с ним в бюллетене. Это и так должно быть большой честью для избранных. Словом, на этом интригу с так называемыми выборами в России можно считать исчерпанной», - отмечает глава правления Института мировой политики Виктор Шлинчак.

А вот обитающий нынче в Европе известный российский юрист и блоггер Марк Фейгин считает, что точку в истории с Надеждиным ставить предельно рано. «Лично я прогнозировал, что Надеждина все-таки зарегистрируют. Мне так казалось потому что, ну, понятно что за ним стоят Ковальчуки, которые в общем контролируют медиа пропагандистские, контролируют вопрос выборов и так далее. Противостоят им в этом вопросе Патрушев и Совет безопасности. То есть, борьба идет не между обществом и путинскими выборами в лице ЦИКа. Борьба идет внутри Кремля нужен им такой кандидат или нет для легитимации результата. На этом этапе приняли решение не регистрировать, и я понимаю логику – зачем Сталину конкурент в виде Троцкого. Но я не уверен, что решение окончательное. Думаю, что спор внутри Кремля все еще продолжается», - отметил Фейгин в интервью одному из российских Youtube-каналов.

«Да, эти очереди Надеждина могли вызывать какую-то эмпатию, поскольку люди-то в них стояли честно искренне. Но, давайте говорить откровенно, это же ничтожная капля в море. Абсолютно подавляющее большинство находится в анабиозе войны. Они либо поддерживают войну сами, либо предпочитают помалкивать. Поэтому страха никакого перед Надеждиным Кремль не испытывает. Но окружение Путина оно борется внутри идет подковерная борьба между одними и другими - между условным Кириенко в Администрации президента и силовиками. Верховный суд теоретически может вернуть Надеждина к выборам, я этого не исключаю. Думаю, что со всеми этими судебными препирательствами уже на следующей неделе все будет окончательно ясно. Пока что все выглядит так, что победила группа силовиков, которая не хочет никакой игры никакого изображения никакой декорации в виде Надеждина», - подытожил Фейгин.

Между тем сам Надеждин декорацией себя отнюдь не считает и по полной программе отыгрывает роль якобы независимой фигуры, которая будет бороться за право участвовать в так называемых выборах президента России до конца.

В понедельник, 12 февраля «забракованный» росЦИКом (читай – Кремлем) кандидат дал небольшое, но весьма и весьма информативное интервью одному из российских журналистов. Восседая в огромном мягком кресле на фоне больших вазонов, украшенных новогодними игрушками и прочей мишурой, Надеждин вещал о том, что совершит первым делом в случае, если ему удастся получить ключи от главного кабинета Кремля. Итак, первым своим указом он обещает освободить всех политических заключенных, в том числе Алексея Навального. Второй свой шаг Надеждин сформулировал так: «Предложу Украине немедленно прекратить огонь и просто перестать стрелять. Перестать убивать друг друга и создать основу для мирных переговоров».

Впрочем, будучи политиком подкованным настолько, насколько это позволяют политреалии на болотах, господин Надеждин понимает, что его шансы попасть в Кремль равны уровню обезжиренного кефира. Поэтому в этом же интервью он, называя себя «отчаянным парнем», говорит, что намерен играть в долгую и привести свою политсилу в Госдуму на выборах-2026.

Читайте также: Апофеоз маразма: что проявил путинский разговор с Карлсоном и нужна ли «ответка» Украины

Ромашова Наталия

Самое читаемое