ПолитикаВласть

Зе-децентрализация: калька с Порошенко без «особого» Донбасса

13:13 17 дек 2019.  1566Читайте на: УКРРУС

Чего ожидать от утверждения децентрализационного проекта изменений в Конституцию от Владимира Зеленского, и почему уже в ближайшее время стоит ожидать охлаждения отношений между Киевом и Кремлем, разбиралась Lenta.UA.

Вчера на сайте Верховной Рады был обнародован президентский законопроект о внесении изменений в Конституцию в части децентрализации. Документ является фактическим продолжением реформы децентрализации, которая длится еще с 2015 года. Именно тогда началось объединение сел, поселков и городов в «самодостаточные общины» с параллельной передачей им финансовых ресурсов и дополнительных административных полномочий.

Окончательно конституционная система децентрализации должна сформироваться с марта 2021 года. Одобрение проекта конституционных изменений предусматривает голосования на двух очередных сессиях, а финальное принятия нуждается в поддержке не менее чем 300 нардепов.

Читайте также: Зеленский снял вопрос об особом статусе Донбасса в проекте децентрализации

Общая концепция децентрализации по-президентски меняет территориально-административное деление страны. Нижним звеном становится объединенная община, далее несколько общин образуют округ (который приходит на замену районам), затем уже идут области. Из Конституции предлагают убрать названия областей и их количество, оставляя формулировки «области и Автономная республика Крым». Это упрощает схему переименования областей – для этого не нужно будет менять Конституцию. Все вопросы переименований и изменения границ областей, общин и округов будут определяться законом.

Вертикаль районных и областных госадминистраций во главе с их председателями также меняют. После реформы и в дальнейшем будут избираться окружные и областные советы со своими исполнительными органами, которые должны получить «реальную власть в округе и области». При этом председателей окружных и областных советов будут выбирать по принципу ротации на период не более одного года. Эта норма уже вызвала удивление у экспертов: ведь в таком случае регулярная смена руководства может привести к конфликтам в советах, и как результат – к блокированию их работы.

Для надзора за законностью и конституционностью в округа и области правительство и президент совместно будут назначать префектов (главы администраций исчезнут). Они смогут работать в должности не более трех лет в одном месте. Главы ОГА и РГА, напомним, могут работать в течение всего срока полномочий президента. Подход с «трехлетками» тоже вызывает вопросы: после прихода нового президента тот банально не сможет сразу поменять префектов своего предшественника.

Префекты будут иметь полномочия надзора за соблюдением законов и Конституции органами местного самоуправления. Он сможет останавливать действие актов местного самоуправления через их возможное несоответствие Конституции и законам.

Если же местный совет принимает акт, создающий угрозу целостности Украины, президент по представлению префекта останавливает действие акта и отстраняет председателя совета и весь ее состав. Взамен президент сможет назначать временного государственного уполномоченного.

Параллельно с этим президент обращается в Конституционный суд (КСУ), который должен на протяжении недели проверить, не нарушал ли тот или иной местный совет Основной закон страны. Если Фемида решит, что местный совет совершал антиконституционные действия, его распустят и будут назначены перевыборы.

Критики президентского законопроекта говорят, что с помощью данного механизма глава государства без особых усилий сможет посредством своих представителей блокировать работу любых выборных органов власти и заменять их своим представителем еще до решения суда на основании лишь обращения префекта, а через КСУ – распускать их.

Изменение территориально-административного деления страны, а также введение института префектов — ключевые, но не единственные нововведения в законодательно-децентрализационном пакете.

Небольшой нюанс касается конституционных изменений относительно Киева и Севастополя.

В действующем Основном законе указано, что Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется законами. В новой же редакции «специальный статус» исчезает, а по столице пишут - «правовой статус города Киева как столицы определяется отдельным законом». О спецстатусе Севастополя, как было раньше, больше не упоминается.

Эксперты отдельно отмечают, что законом предлагается определять и правовой статус отдельных территориально-административных единиц. В этом видят угрозу предоставления отдельным законом определенного статуса отдельным районам Донбасса. Впрочем, многие специалисты говорят о том, что драматизировать ситуацию не следует. Их главный аргумент: Конституция и раньше позволяла законом определять определенный статус отдельных территорий, как это, собственно, и сделали законом в 2014 году, и действие которого продлевают ежегодно.

В 92 статье Основного закона есть 13 пункт, где обозначено, что территориальное устройство устанавливается законом. Этот пункт «Зе» предлагает оставить без изменений, а в 16-й, который также касается особенностей территориального устройства, дописывает следующую фразу: административно-территориальное устройство устанавливается законом, как и правовой статус административно-территориальных единиц. С правовой точки зрения, полагают эксперты, это дубляж того, что и так есть в Конституции. Дело в том, что правовой статус единиц – это и есть определение административно-территориального устройства.

Интересно и другое: первые местные выборы глав общин, окружных, областных советов пройдут в течение 90 дней после вступления в силу закона. Теоретически это может сместить дату предстоящих выборов в местные советы с осени на лето. Срок полномочия главы общины, депутатов совета общины, окружного, облсовета составляет 4 года. Их очередные выборы проходят в последнее воскресенье октября четвертого года полномочий.

Местные госадминистрации продолжают действовать до создания исполкомов облсоветов и окружных советов. Но чтобы их создать, необходимо еще принять закон о местном самоуправлении, который и определит их полномочия. Свершиться это должно не позже 1 марта 2021 года. Тогда же, аккурат после создания исполкомов, президент начнет назначать префектов.

«Под ключ» процесс объединения общин должен завершиться к середине следующего года.

В лагере парламентской оппозиции жестко раскритиковали проект закона о децентрализации авторства президента Зеленского. Так, нардеп от «Европейской солидарности», экс-вице-спикер ВР Ирина Геращенко отмечает следующее: «Президент под видом префектов вводит своих смотрящих, он сможет приостанавливать полномочия мэров или советов, ликвидировать общины, по представлению префектов будут назначаться какие-то государственные уполномоченные. Вместо народовластия – диктатура». 

Безусловно, нардепы, позиционирующие себя в качестве оппозиции к нынешней власти, имеют право на собственную позицию. Но в данном конкретном случае есть одно «но». Больше всего законопроект Зеленского критикуют именно в ЕС, лидер которой, экс-президент Порошенко, в 2015 году подавал в Раду проект закона, где также шла речь и о префектах, и о государственных уполномоченных. И тогда в его команде никаких слов о диктатуре не звучало. От слова – вообще…

Законопроекты ПАП и «Зе» по ключевым пунктам практически идентичны. Единственное, чего нет в нынешнем законопроекте, так это заложенного в документе Порошенко особого статуса ОРДЛО.

Одобрение децентрализации на уровне Основного закона страны является одним из положений Минских соглашений, однако «с учетом особенностей отдельных районов Донбасса». В виду того, что ни о каком особом статусе Донецкой и Луганской областей в президентском проекте речь не идет, можно предположить, что на смену небольшой «оттепели», наступившей в ходе недавнего нормандского саммита в Париже, придут переговорные «заморозки»...

Наталия Ромашова

Читайте также: Изменения в Конституцию: Зеленский становится почти царем

Крижак Дмитрий

Самое читаемое