ЭкологияУгроза

Лесные пожары в Чернобыле могут привести к катастрофическому выбросу радиации на обширных территориях Европы

17:40 25 мар 2022.  6278Читайте на: УКРРУС

В Чернобыльских лесах большое количество ¹³⁷Cs.

Пожары, бушующие вокруг оккупированной Россией Чернобыльской АЭС, чреваты катастрофическим выбросом радионуклидов, содержащихся в настоящее время в лесах, окружающих АЭС, что может привести к распространению радиоактивных материалов по обширным территориям Европы. Об этом говорится в исследования опубликованном в журнале Ecological Monographs.

Сегодня деревья и почва в зоне отчуждения площадью 1000 квадратных миль вокруг атомного объекта все еще содержат значительные концентрации радиоактивного материала. Эксперты опасаются, что это может произойти из-за лесных пожаров, которые, по словам украинских официальных лиц, «неконтролируемо горят» на теперь контролируемой Россией территории после обстрелов или поджогов со стороны путинских оккупантов.

Читайте также: После боевых действий в Чернобыле зафиксирован высокий уровень радиации

На самом деле, по словам исследователя лесных экосистем доктора Уильяма Китона из Университета Вермонта, пожары могут привести к «потенциально опасному — даже катастрофическому — выбросу радиации в атмосферу.

Есть прецеденты нынешних лесных пожаров по всей Украине — при этом серьезные вспышки произошли в области в 2002, 2008, 2010 и совсем недавно в 2020 году.

Еще в 2015 году химик доктор Николаос Евангелиу из Норвежского института исследований воздуха и его коллеги провели исследование первых трех из этих пожаров.

Их анализ объединил спутниковые снимки пожаров и измерения осаждения радиоактивного изотопа цезия-137 (¹³⁷Cs) с моделями как пожаров, так и движений воздуха, которые они вызывают.

Исследователи написали, что три пожара «привели к смещению ¹³⁷Cs на юг».

Радиоактивный содержащий цезий дым от пожаров в конечном итоге распространился в основном по восточной Европе, но был также обнаружен на юге, в Турции, и на западе, в Италии и Скандинавии.

В столице Украины Киеве, примерно в 60 милях к югу от Чернобыля, население получило бы среднюю дозу радиации около 10 микрозивертов (мЗв) — один процент от рекомендуемого максимального годового облучения.

Для сравнения, один рентген грудной клетки подвергает пациентов больницы воздействию около 0,1 мЗв, в то время как экипажи авиакомпаний, по оценкам, ежегодно получают около 2–5 мЗв космических лучей во время полетов.

Соавтор статьи и профессор биологии Тим Муссо из Университета Южной Каролины заявил, что доза в 10 мсВ — это «очень маленькая».

Однако он также предупредил, что эта цифра не учитывает другие радиоактивные изотопы, которые могут быть высвобождены, такие как америций, плутоний и стронций, а также не учитывает возможность получения людьми более высоких доз в результате концентрации этих радиоактивных изотопов. металлов с пищей.

Поскольку долгоживущие радиоактивные элементы могут как сохраняться, так и накапливаться в организме, некоторые эксперты придерживаются мнения, что любая доза вообще плохая новость.

По словам доктора Евангелиу и его коллег в Чернобыльских лесах все еще остается большое количество ¹³⁷Cs, который может быть ремобилизован вместе с большим количеством других опасных, долгоживущих, тугоплавких радионуклидов.