Наука и технологииИсследование

Ученые разгадали тайну мерцающих озер под южным полюсом Марса

12:45 29 сен 2022.  666Читайте на: УКРРУС

То, что ученые считали озерами жидкой воды, скрывающимися под южной полярной ледяной шапкой Марса , могло оказаться обычным старым камнем.

Новый анализ показал, что ярко сияющий сигнал радара, интерпретируемый как подземные воды на Красной планете, также мог быть создан геологическими слоями. Это не предрешенный вывод, но он предполагает, что необходимы более веские доказательства, прежде чем мы сможем с уверенностью определить, что там скрывается.

«Здесь мы демонстрируем, что подобные отражения могут генерироваться как естественный результат интерференции тонких слоев, без использования какой-либо жидкой воды или других редких материалов», — пишет группа исследователей во главе с астрономом Дэном Лаличем из Корнельского университета в исследовании опубликованом в журнале Nature Astronomy.

Читайте также: NASA впервые обнаружило метеориты и кратеры на Марсе

«Этот результат в сочетании с другими недавними работами ставит под сомнение вероятность обнаружения жидкой воды под южнополярными слоистыми отложениями (SPLD)».

Таинственный сигнал был впервые обнаружен несколько лет назад в данных радара, собранных спутниковым зондом Mars Express Европейского космического агентства. Там, погребенный под южной полярной ледяной шапкой Марса, ученые заметили участок необычно отражающего материала.

Последующие поиски дали более ярко сияющие подземные пятна, что позволяет предположить, что каким бы ни было первое пятно, оно определенно не было уникальным.

Еще более захватывающе то, что подобные сияющие пятна были обнаружены прямо здесь, на Земле, — также погребенные подо льдом Южного полюса. Это подледниковые озера, такие как озеро Восток , которые составляют сеть жидких резервуаров подо льдом Антарктиды.

Это привело ученых к выводу, что подобные резервуары с жидкостью могут быть и на Марсе. Есть только одна загвоздка: считается, что Марс слишком холоден для жидкой воды , даже находящейся под давлением под слоями льда, и с температурой замерзания, пониженной из-за присутствия солей.

Итак, что такое блестящие пятна? Для исследования Лалич и его коллеги провели моделирование, используя слои из четырех материалов, которые, как известно, встречаются на Марсе.

Подземный радар работает, отражая радиоволны от объекта или поверхности. Сколько времени требуется, чтобы эти радиоволны отражались обратно, и насколько сильно, раскрывает свойства материалов под поверхностью планеты, но не обязательно, что это за материалы.

Исследователи создали смоделированные слои водяного льда, льда из углекислого газа, базальта и атмосферы различной конфигурации и толщины, каждый со свойствами, которые определенным образом отражают импульсы радара.

Затем они выяснили, какие сигналы будут генерировать эти конфигурации. И они получили нечто столь же яркое, как и наблюдения Mars Express: слой водяного льда, запыленного, зажатого между двумя слоями льда из углекислого газа.

«Я использовал слои CO 2 , встроенные в водяной лед, потому что мы знаем, что он уже существует в больших количествах у поверхности ледяной шапки», — объясняет Лалич.

«В принципе, однако, я мог бы использовать слои горных пород или даже особенно пыльный водяной лед, и я получил бы аналогичные результаты. Суть этой статьи в том, что состав базальных слоев менее важен, чем толщина слоев и разделение» - резюмировал ученый.

Фото: ESA/G. Neukum, Freie Universitaet, Berlin/Bill Dunford, CC BY-NC 3.0