ЗдоровьеИсследование

Ученые нашли способ восстановить зрение

17:45 10 май 2023.  991Читайте на: УКРРУС

Дегенеративное заболевание сетчатки является проблемой для миллионов людей во всем мире, поскольку светочувствительные клетки, называемые фоторецепторами в задней части глаза, умирают без замены.

Благодаря новым исследованиям решение проблемы может быть не за горами.  Исследование опубликовано в PNAS.

Ученые в Канаде придумали способ превратить бездействующие опорные нейроны, называемые глиальными клетками Мюллера, в ткани, которые работают как колбочковые фоторецепторы, необходимые для восприятия цвета и остроты зрения. Хотя этот процесс был протестирован только на клетках мышей, в конечном итоге его можно превратить в терапию, которая может восстановить зрение у людей.

Одной из причин, по которой глиальные клетки Мюллера были выбраны для исследования, является их способность перепрограммироваться у некоторых животных. К сожалению, это не тот трюк, который эти клетки могут проделывать с людьми.

«Интересно то, что эти клетки Мюллера, как известно, реактивируют и регенерируют сетчатку у рыб», — говорит нейробиолог и первый автор Камиль Будро-Пинсонно из Университета Монреаля.

«Но у млекопитающих, включая людей, они обычно этого не делают, не после травмы или болезни. И мы еще не до конца понимаем, почему».

Ключом к исследованию были гены Ikzf1 и Ikzf4 и продуцируемые ими белки. Эти белки известны как факторы временной идентичности, которые, как уже известно, играют важную роль в развитии клеток в различные типы.

Глиальные клетки Мюллера выделяли и культивировали перед перепрограммированием с использованием различных факторов временной идентичности, включая Ikzf1 и Ikzf4. Эти факторы не полностью преобразовали глиальные клетки в колбочки, но они приобрели некоторые необходимые характеристики, чтобы функционировать как фоторецепторы.

В то время как глиальные клетки помогают питать, регулировать и организовывать другие клетки глаза, исследователи говорят, что их достаточно, чтобы безопасно преобразовать ряд опорных клеток в клетки, подобные фоторецепторам, что имеет решающее значение для видения света и определения цветов.

Это только начало, но в конечном итоге этот процесс может быть адаптирован для работы на людях без необходимости трансплантации каких-либо новых клеток. В дальнейшем эти результаты также могут быть полезны при лечении заболеваний головного мозга — они смогут заменить определенные нейроны, которые были повреждены путем перепрограммирования других типов клеток.

Предстоит еще много работы, но это очень многообещающее начало. Затем команда хочет более внимательно изучить механизмы, участвующие в этой трансформации клеток, и исследовать способы, с помощью которых ее можно сделать более эффективной.

«Возможно, однажды мы сможем воспользоваться клетками, которые в норме присутствуют в сетчатке, и стимулировать их к регенерации клеток сетчатки, утраченных в результате патологических состояний, и к восстановлению зрения», — говорит докторант Аджай Дэвид из Монреальского университета.