ПолитикаДонбасс

План преткновения: согласится ли Зеленский с идеей Штайнмайера-Путина

14:59 16 сен 2019.  2577Читайте на: УКРРУС

После недавнего обмена пленными по формуле «35 на 35» в политкругах не утихают дискуссии о том, что дальше будет происходить в отношениях Украины и России на Донбассе. Lenta.UA разбиралась, в том, как дальше будут развиваться события, исходя из позиций наших западных партнеров.

Большинство экспертов уверены: обмен пленными – лишь один из пунктов широких договоренностей между Владимиром Зеленским и Владимиром Путиным. Аналитики не исключают, что речь может идти о дальнейшей реализации кулуарных договоренностей, в частности, в парадигме, так называемой формулы Штайнмайера, на которой настаивает Россия и которую категорически отвергала предыдущая украинская власть.

Как известно, бывший министр иностранных дел, а ныне - президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в 2015 году предложил формулу урегулирования конфликта на Донбассе, которая предусматривает одновременное выполнение политических пунктов, касающихся сферы безопасности Минских соглашений. Сторонниками этого плана сразу же выступили представители так называемых «ДНР/ЛНР», а также их патроны в Кремле. Этот план предусматривает одновременное проведение местных выборов на оккупированных территориях Донбасса и отвод войск.

Читайте также: Зеленский назвал «три кита» будущей Нормандской встречи

Логика, предложенная Штайнмайером, сводится к следующему: после того, как ОБСЕ признает выборы легитимными, предлагается внести изменения в Конституцию и закрепить особый статус Донбасса. Только после этого предполагается установление Украиной полного контроля над границей с Россией.

Предшественник Владимира Зеленского — Петр Порошенко – считал такой план недопустимым и настаивал на том, чтобы вначале была выполнена часть Минских соглашений, связанная с безопасностью, а затем — политическая. Иными словами, первым происходит вывод войск и контроль над границей, а дальше - выборы и обсуждение статуса Донбасса.

В течение последних недель проявляется все больше признаков того, что на встрече лидеров «нормандской четверки», которая должна состояться до конца сентября, именно вокруг плана Штаймайера будет строиться весь переговорный процесс.

Хронология последних событий свидетельствует о том, что переговоры движутся в довольно динамичном темпе. Судите сами.

Итак, 19 августа во Франции Владимир Путин и Эмманюэль Макрон в унисон возлагают надежды на то, что на саммите «нормандской четверки» следует максимально сосредоточиться на том, чтобы положить конец войне на Донбассе.

2 сентября глава украинского МИД Вадим Пристайко принимает участие во встрече министров иностранных дел стран-участниц нормандского формата. После переговоров он сообщает: речь шла о выполнении «конкретных договоренностей», которые открывают путь к встрече на высшем уровне. 

7 сентября после обмена заключенными президент Зеленский заявляет: «Я думаю, что мы вернем не только людей, но и наши территории». В этот же день президенты Украины и России общаются по телефону и отмечают положительный результат «выполнения договоренностей в рамках первого этапа на пути к нормализации диалога».

8 сентября Кремль сообщил о разговоре Владимира Путина и президента Франции Эммануэля Макрона. Российский президент связывает успех саммита «нормандской четверки», который должен состояться до конца сентября, именно с закреплением «плана Штайнмайера» в письменном виде.

Теперь осталось дождаться ответной реакции «Зе». В украинских дипломатических кругах звучат предположения, что, воспользовавшись «нормандским форматом», Зе-команда предложит свой план по урегулированию «донбасского вопроса». Наш источник на Банковой подтверждает, что у Зеленского активно работают над своим пакетом предложений. Подробности у Зеленского не раскрывают, публично упоминая лишь о нескольких нюансах.

Во-первых, Зеленский якобы категорически не хочет закреплять на конституционном уровне никакой особый статус Донбасса. Альтернатива – децентрализация. Тут стоит отметить, что Минские соглашения, а также базирующаяся на них формула Штайнмайера четко говорят о том, что особый статус региона вносится в Конституцию.

Во-вторых, в Офисе президента (ОП) намерены просить Запад о вводе миротворцев. Но и тут возникают сомнения в том, что это можно осуществить: «голубые каски» смогут войти на Донбасс, только если будет согласие обеих сторон (напомним, Россия и ее сателлиты выступают против). Выходит, что миротворческая миссия «Зе» является слабо выполнимой.

В целом, учитывая различные заявления руководства нашей страны, складывается впечатление, что на сегодняшний день единую позицию Киев еще не выработал.

С одной стороны, министр иностранных дел Вадим Пристайко заявил, что выборы, предусмотренные формулой Штайнмайера, нужно проводить сразу по всей стране, а не только на Донбассе. На это, по нашей информации, согласен и Кремль. 

С другой стороны, представитель Украины в Минске Леонид Кучма выразил убеждение, что  «формула Штайнмайера» не будет утверждена на будущей встрече в Нормандском формате в Париже. Также, по мнению Кучмы, Владимир Зеленский, не пойдет на то, чтобы «идти на выборы и сразу на особый статус». «Простите, это не путь для Украины», - сказал экс-президент.

В тоже время буквально на днях нардеп от «Слуги народа» (СН) Ирина Верещук заявила, что досрочные местные выборы по всей стране могут состояться уже в апреле.  При этом, по ее словам, аккурат перед волеизъявлением нужно будет принять некие изменения в Конституцию, которые касаются децентрализации. Впрочем, следует учитывать, что Верещук называют «агентом» Медведчука в партии власти, а значит, ее позиция, мягко говоря, не является репрезентативной.

В любом случае, последнее слово с украинской стороны за Зеленским, а президент, как говорят в его окружении, еще не принял окончательное решение, хотя и понимает, что время поджимает — до встречи «нормандской четверки» остаются считанные недели и в Париж надо ехать с четкой позицией. Россияне, кстати, свои «железные» условия устами помощника Путина Юрия Ушакова уже озвучили: они сводятся к окончательному урегулированию вопроса по отведению сил в трех «пилотных» районах – Станице Луганской, Золотом и Петровском, а также письменной фиксации «формулы Штайнмайера» об особом статусе Донбасса.

Пока же Пристайко во время саммита YES недвусмысленно заявил о том, что особого статуса для Донбасса в Конституции не будет. «Тезис, который постоянно продвигают в России, сводится к тому, что Украина должна внести изменение в Конституцию, сделав специальный статус. Мы обращаем внимание россиян и готовы им еще раз прочитать эту норму - кстати, она записана на русском языке, Украина взяла обязательство по созданию статуса для этих регионов на основе децентрализации. Это тот процесс децентрализации, который сейчас уже внедряется в Украине», - сказал министр иностранных дел.

При этом Владимир Зеленский на выходных заявил, что решение о «формуле Штайнмайера» еще предстоит принять. Он назвал формулу «одним из самых сложных вопросов планируемой встречи лидеров нормандской четверки». На данный момент становится очевидным, что встреча в «нормандском формате», уже не раз переносившаяся из-за позиции Кремля, вновь может быть сорвана в последний момент. Если, конечно, Киев не даст задний ход и не решит подыграть России.

Не стоит забывать о позиции Вашингтона. Спецпредставитель Госдепартамента США по вопросам Украины Курт Волкер в одном из интервью заверил, что Киев не будут подталкивать к выборам в ОРДЛО, пока там будут оставаться подконтрольные России силы. «Я не вижу сценария, когда Украину будут подталкивать к проведению выборов, когда территории остаются оккупированными. Реализация формулы Штайнмайера возможна только после того, как выборы состоятся… Я часто общаюсь со своими французскими и немецкими коллегами, и знаю, что они не видят возможностей для местных выборов в среде, которую до сих пор контролируют российские силы», - отметил Волкер.

Наталия Ромашова

Читайте также: Глава МИД сделал заявление насчет особого статуса Донбасса

Крижак Дмитрий

Новости

Самое читаемое