ПолитикаПреступление

Высший пилотаж киллерского непрофессионализма: эксперты об убийстве сына депутата Соболева в центре Киева

15:06 06 дек 2019.  3388Читайте на: УКРРУС

Lenta.UA пообщалась со специалистами о перспективах раскрытия резонансного дела и о том, почему данное преступление является иллюстрацией серьезнейших проблем в украинском обществе и силовых структурах.

Одной из наиболее обсуждаемых тем уходящей недели стало убийство в центре столицы трехлетнего сына бизнесмена и депутата Киевского облсовета от БПП Вячеслава Соболева - Александра. Напомним, 1 декабря неподалеку от ресторана «Mariо», принадлежащему Соболеву, расстреляли его джип «Range Rover», в салоне которого находился он, жена, несовершеннолетние дочь и сын. Выстрел был один. Пуля попала в голову мальчика, который находился на заднем сиденье. Стреляли через боковое стекло со стороны водителя. Пуля прошила также подголовник переднего сиденья. По версии следствия, целились в Соболева, а в ребенка попали случайно. В автомобиль стреляли из окна хостела напротив ресторана.

Двоих подозреваемых задержали спустя сутки. Также было обнаружено оружие, из которого стрелял снайпер. Это карабин калибра 7.62 – стандартный для снайперской винтовки. Он был оснащен недорогим китайским оптическим прицелом XD Precision.

Читайте также: Стало известно, за что убили 3-летнего ребенка депутата Киевского облсовета

Как оказалось, подозреваемые в совершении преступления – бывшие участники АТО. 20-летний Андрей Лаврега, который, предположительно, совершил роковой выстрел, воевал на Донбассе в составе «Украинской добровольческой армии», в батальоне «Аратта». Год назад его наградили орденом «За мужество» 3-й степени за экстраординарные боевые заслуги. Его вручал лично президент Петр Порошенко.

19-летнего Евгения Семенова считают корректировщиком во время покушения на бизнесмена, а также связующим звеном с заказчиком. Он также – воин из батальона УДА «Аратта».

На днях Шевченковский райсуд столицы избрал меру пресечения Андрею Лавреге и Евгению Семенову. Их оставили под стражей на время досудебного следствия на два месяца без права залога. Задержанным объявили о подозрении в совершении преступления, предусмотренного пунктами 2, 11, 12 ч. 2 ст. 115 (Умышленное убийство малолетнего ребенка, совершенное по заказу по предварительному сговору группой лиц) УК Украины. За это грозит до пятнадцати лет лишения свободы или пожизненное заключение.

На заседание пришли Вячеслав Соболев и его супруга Инна, которые сделали заявление для прессы, назвав тех, кого подозревают в совершении преступления. Среди названных персон прозвучали весьма известные фигуры – среди них бывшие судьи, бизнесмены, бывший сотрудник СБУ, который сейчас служит в «Азове» и даже экс-нардеп от БПП Александр Грановский. Отец погибшего ребенка предложил всем перечисленным публично пройти детектор лжи на предмет причастности к преступлению. На призыв Соболева откликнулся лишь бывший нардеп Грановский, который категорически опроверг какую-либо причастность к преступлению.

Эксперты, комментируя это резонансное дело, делают акцент на двух моментах. Во-первых, специалисты, с которыми пообщалась Lenta.UA, говорят о серьезной проблеме реабилитации людей, которые побывали в зоне боевых действий на Донбассе. Во-вторых, они акцентируют на том, что бывших «атошников» часто используют в своих целях, попутно щедро спонсируя, силовые структуры. Именно поэтому в экспертной среде доминирует мнение, что «дело Соболева» раскрыто не будет. Однако есть и другие точки зрения. О них – ниже…

«Убийство ребенка в центре Киева потрясло всю страну… Но, отбросив все эмоции, хотел бы акцентировать на следующем. Нам надо понимать, что сейчас в стране очень сложная криминогенная ситуация. Подчеркиваю, очень и очень. Такой не было с 90-х годов. Надо понимать, что даже если только на 1% возрастает безработица, то автоматически на три процента увеличивается преступность. Кроме того, у нас очень много оружия на руках и как следствие, практически ежедневно взрывы, разбои, убийства… С этим надо что-то делать. Необходимо, не откладывая «до лучших времен», решать этот колоссальный вызов на самом высоком государственном уровне. В данном конкретном случае с убийством ребенка нужно отдать надлежащее правоохранителям за оперативность. Сотрудникам уголовного розыска и следователям сейчас можно лишь пожелать раскрыть это преступление до конца и выйти на заказчиков. Я думаю, что это вполне возможно, поскольку есть задержанные, а это уже большой шаг на пути к полному раскрытию дела», - говорит генерал-лейтенант МВД Анатолий Француз.

В свою очередь, бывший замминистра внутренних дел, экс-нардеп Геннадий Москаль акцентирует внимание на непрофессиональности подозреваемых исполнителей: «Так называемые киллеры продемонстрировали высший пилотаж некомпетентности и теперь вместо гонорара они получат либо пожизненный срок, либо 15 лет за решеткой. Найдут ли заказчика, сегодня сказать сложно, поскольку между ним и исполнителями может стоять организатор. Эти ребята, которых задержали, могут не знать, кто заказывал «банкет». Хочу отметить также следующее. С тем, чтобы иметь полную картину об объекте, на который поступил заказ, за ним нужно тщательно следить, как минимум, две недели, а эти пацаны все пытались провернуть в первый же день. Почему так торопились – вопрос».

«Снайпер должен рассчитывать силу ветра, другие погодные факторы, скорость автомобиля и так далее. У потенциального киллера, судя по всему, не было опыта. Профессионал, видя, что в автомобиль садятся два несовершеннолетних ребенка, отложил бы операцию, а тут, очевидно, деньги затмили разум», - резюмирует Москаль.

Юрий Шевчук, эксперт по вопросам военно-патриотичного воспитания, констатируя, что в криминальную сферу часто окунаются участники разных  военных конфликтов, отмечает: «Тот парень, который выстрелил и случайно поразил ребенка, в зону боевых действий на Донбассе попал, когда ему было 17. В таком возрасте часто дает о себе знать такая себе юношеская милитари-эйфория, если она не погашена психологически-реабилитационными методами. Кстати, у нас очень много людей, прошедших АТО, но об их адаптации в условиях мирной жизни никто всерьез не задумывается на высшем государственном уровне, а это — огромнейшая проблема».

Также проблемой является отсутствие полноценного контроля за силовыми ведомствами в стране. «Ребенок был убит случайно, это понятно, но вообще – сам факт использования бывших военнослужащих для таких целей говорит о том, что в стране полностью разрушена правоохранительная система. Тут неважно, порядочным человеком является отец убитого ребенка или он мафиози. Важно то, что подобные акции происходят тогда, когда нет возможности решить проблему (зачастую – имущественную) цивилизованным путем: в суде, не прибегая к насилию», - отмечает известный психиатр и бывший политзаключенный, диссидент Семен Глузман.

Он убежден, что в сложившейся ситуации важно узнать имена не только заказчика этого преступления, но и первопричину «разборок». Также эксперт обращает внимание на следующий момент: «Об этом, увы, не говорят вслух, но именно силовые органы сегодня являются финансовыми донорами всевозможных добровольческих структур, из которых в итоге выходят киллеры. Боюсь ошибиться, но мне кажется, что господин Зеленский не даст указания своим представителям в высших силовых ведомствах страны прекратить, наконец, эту деятельность, которая часто приводит к трагедиям».

Наталия Ромашова

Читайте также: У Авакова рассказали, кто был истинной целью заказного убийства в Киеве

Крижак Дмитрий

Новости

Самое читаемое