ИсторияУкраинская революция

Разрыв шаблона. Как украинские и еврейские национал-коммунисты консенсус искали

06:30 18 июл 2019.  2043Читайте на: УКРРУС

Евреи — как правило, полностью украинизированные выходцы из Полтавской и Черниговской губерний, — охотно вступали в партию боротьбистов, чьи идеалы им были близки.

Кандидат исторических наук, ученый секретарь Украинской ассоциации иудаики Сергей Гирик — об участии еврейского меньшинства в украинском левом движении в период становления советской власти.

— Сергей, всем знаком образ «жида-большевика», а насколько были сильны прокоммунистические симпатии в украинской среде после провозглашения УНР? Левые идеи находили отклик в душе этнического большинства?

— Безусловно, хотя в этом случае «левые» не значит «большевистские». Достаточно сказать, что вполне левая Украинская партия социалистов-революционеров (УПСР) имела большинство в Центральной Раде. Правда, ее соглашательская политика после переворота Скоропадского привела не только к окончательному расколу внутри этой партии, но и к тому, что значительная часть народных масс перестала поддерживать идею украинской государственности любой ценой.

Все это удобряло почву для большевистской агитации. Но не только большевистской. Практически все украинское национальное движение на Надднепрянщине на тот момент было левым, а лозунги УНР — близки к большевистским. И орган ЦК Украинской социал-демократической рабочей партии (УСДРП) — партии Петлюры — вовсе не случайно назывался «Робітнича газета».

И лидеры этой партии (второй по влиянию в УНР), и большевики были марксистами, а Директория сразу заявила, что власть в республике должна принадлежать производительным классам, буржуазию необходимо лишить избирательных прав, а на местах должны править Трудовые советы из крестьян, рабочих и трудовой интеллигенции. Все это уж очень напоминало идеи большевиков.

В это время происходит раскол основных украинских партий, которые в большинстве своем и так придерживались социалистической ориентации. Из УПСР окончательно выделяется левое крыло (боротьбисты, которые в марте 1919-го переименовывают свою часть партии в УПСР (коммунистов), вступающее в коалицию с большевиками в мае 1919 года).

— Примерно в этот период разочаровывается в УНР и еврейское население…Виной тому погромы или нечто большее? 

— Еврейское население просто пыталось выжить. В конце концов, сотрудничество с Директорией было уделом нескольких лидеров еврейских социалистических партий, которые продолжили его и с началом погромов.

Но большинство евреев, убедившись, что на территориях, контролируемых красными, погромы жестко пресекались — восприняли большевиков как меньшее зло. При этом они вовсе не пришли в восторг от красных, политика которых подрывала экономическую основу местечка. Как представители «мелкой буржуазии» большинство евреев попали в категорию лишенцев при Советах, лишившись ряда прав. Но при этом их все-таки не громили. К тому же гражданскими правами, предоставленными УНР, они просто не успели воспользоваться…   

Жертвы погрома в Проскурове

И в этих условиях возникает Еврейская коммунистическая партия (Поалей Цион), вполне открытая к сотрудничеству с украинскими национал-коммунистами. 

— Главным образом это проявилось в контактах с боротьбистами, которые получили в правительстве советской Украины три портфеля — наркома финансов, юстиции и образования.           

При этом они оставались единственной украинской национальной партией, в которой евреи играли значительную роль. Так, например, членом ЦК и фактическим руководителем Полтавского Губкома был еврей Наум Калюжный (Шейтельман). Боротьбистами в свое время были влиятельные украинские официозные литературные критики Владимир Коряк (Волько Блюмштейн) и Андрей Хвиля (Олинтер). На низовом уровне процент евреев тоже был высок — как правило, это были полностью украинизированные выходцы из Полтавской и Черниговской губерний, бравшие украинские псевдонимы, писавшие и выступавшие по-украински.  

Андрей Хвиля (Олинтер), 1936

Что касается межпартийного сотрудничества, то в этот период лидеры боротьбистов рассказывали в кружках «Поалей Цион» о деятельности УПСР(к), а еврейские активисты выступали с лекциями в клубах боротьбистов. Анонсы этих выступлений публиковались на украинском языке и даже фамилии лекторов украинизировались — так Яков Яшин из «Поалей Цион» превратился в Якова Яшко. Наладилась также переписка между ЦК обеих партий, и переписка эта велась на украинском языке, хотя на ряде писем есть пометка: «перевод с еврейского».

Эти симпатии, даже учитывая идеологическую близость, не случайны. Боротьбисты — единственная из украинских партий — с самого начала погромной волны призывала к расстрелу на месте без суда и следствия всех погромщиков и уличенных в погромной агитации. Такое отношение к погромам было даже более радикальным, чем у большевиков.  

В конце концов, еврейские коммунисты настаивали на том, что у каждого народа есть свои национальные потребности и видели в боротьбистах — украинских национал-коммунистах — естественных союзников.

В УПСР(к), переименовавшейся летом 1919 в Украинскую коммунистическую партию (боротьбистов) — УКП(б) выступали, например, за создание отдельной Украинской Красной армии. И требовали представительства в органах власти так называемого сельского пролетариата наравне с пролетариатом промышленным. Это не правовая казуистика, ведь при равном представительстве безземельного крестьянства процент этнических украинцев в Советах значительно бы вырос. Боротьбисты даже призывали к созданию отдельного Совнархоза Украины для управления всем хозяйством республики, который бы координировал свои действия с Совнархозом РСФСР, но не подчинялся ему. Они видели Украину как равноправного члена будущей Всемирной федерации советских республик и Третьего Интернационала — наряду с РСФСР и другими суверенными республиками.

— Тем не менее в Коминтерн боротьбистам как представителям Украины вступить не удалось…     

— Да, как не удалось это и ЕКП (Поалей Цион). Правда, палестинское отделение коммунистической фракции «Поалей Цион» приняли в Коминтерн как Компартию Палестины. Собственно, формальной правопреемницей этой партии является нынешняя Коммунистическая партия Израиля. 

— Основание Компартии Палестины — тоже дело рук выходцев из украинских отделений ЕКП (Поалей Цион)?

— В значительной степени. Одним из лидеров Палестинской компартии был Вольф Авербух, возглавлявший ранее ЕКП (Поалей Цион) в Украине. В 1922 году он уехал в Палестину, вел агитацию среди местного арабского населения под характерным псевдонимом Абу Сиам. Собственно, его контакты с арабскими деятелями левого спектра привели к тому, что они не участвовали в антиеврейских беспорядках 1929 года. 

В 1930 году Авербух был выслан британцами за свою деятельность в Советскую Россию, возглавлял Ближневосточный отдел Коминтерна, координируя деятельность компартий Палестины и Египта. В 1935-м его перевели на профсоюзную работу на Кавказ, год спустя арестовали и расстреляли после второго суда летом 1941-го.

Плакат Палестинской компартии

Лидеры украинских национал-коммунистов тоже сгинули в период Большого террора? 

— Лидер боротьбистов Василий Эллан-Блакитный умер своей смертью в 1925 году, но в целом репрессии против членов УПСР(к) начались еще до Большого террора — в 1933-м. Так, арест поэта и первого председателя литературного объединения ВАПЛите Михаила Ялового стал поводом для самоубийства Николая Хвилевого. В 1934-м прошел процесс боротьбистов, в ходе которого репрессировали значительную часть партийного актива. Те, кто покинул Украину, пережили соратников на несколько лет — например, один из лидеров партии Григорий Гринько — бывший нарком просвещения и глава Госплана Украины, а в 1930-е — нарком финансов СССР, чья подпись стояла на всех советских банкнотах.  После его ареста в 1937-м было принято решение печатать бумажные деньги вообще без чьих-либо подписей из-за риска, что преемник тоже окажется «врагом народа».  

Некоторым повезло, например, Александр Довженко — член партии боротьбистов с января по апрель 1920 года, исключенный позднее за это из КП(б)У, так и не был репрессирован. Другие, как бывший нарком просвещения и идеолог украинизации Александр Шумский, окончили свои дни в ГУЛАГе. Обстоятельства смерти Шумского до сих пор неизвестны — то ли он был отравлен в 1946-м после письма Сталину из тюремной больницы, то ли был убит в ходе этапирования в Киев.      

Александр Шумский

— Так или иначе, идеология национал-коммунизма, будь то в еврейском или украинском обличье, потерпела крах — как на персональном, так и концептуальном уровне?

— Это сложный вопрос. Разумеется, большинство носителей этой идеологии были репрессированы. Но, с другой стороны, благодаря боротьбистам и другим национал-коммунистам, была заложена правовая база для распада СССР. В конституции СССР есть прямые заимствования из проекта союзного договора, представленного боротьбистами еще в 1919 году, где прописано формальное право выхода из федеративного государства. Один из бывших лидеров боротьбистов Михаил Полоз был одним из соавторов Договора о создании СССР.

Можно, конечно, сказать, что без лояльности национал-коммунистов СССР вообще не состоялся бы, поскольку большевики не имели социальной базы на национальных окраинах. В момент подписания договора с большевиками в 1919 году численность партизанских формирований боротьбистов почти сравнялась с численностью Красной армии на территории Украины. Когда в 1920 году УКП(б) вошла в состав КП(б)У, в рядах украинских большевиков официально насчитывалось 25 000 человек, у боротьбистов — 15 000. И без союза с боротьбистами и еврейскими национал-коммунистами большевики не смогли бы закрепиться на территории Украины. Они это понимали и пошли на большие уступки.

Михаил Полоз

Какого рода?

— С 1919 по 1927 год Народный комиссариат просвещения Украины возглавляли, за исключением короткого периода, бывшие боротьбисты. Надо понимать, что этот наркомат по сути руководил всей научной, образовательной, культурной и издательской деятельностью в республике. Вся политика украинизации курировалась боротьбистами — начиная от школ до контроля над практически всеми литературными журналами. Во время литературной дискуссии 1925 — 28 годов оба крыла были представлены бывшими боротьбистами.

Система образования, заложенная боротьбистами в 1920-х годах, сохранялась на всем протяжении советской власти. Да, были периоды русификации, но значительная часть населения Украины все советские годы получала образование на украинском языке — и это наследие политики боротьбистов. Поэтому я не говорил бы о полном крахе их идеологии.

С еврейскими национал-коммунистами сложнее — мало того, что их лидеры, как и лидеры УКП(б), пали жертвой Большого террора, но и почти всю их социальную базу уничтожил Холокост. В 1920-е процесс еврейской коренизации шел не менее активно, чем коренизации украинской. В 1938-м он был официально свернут, что повлекло за собой закрытие еврейских школ, сельскохозяйственных и педагогических техникумов, библиотек, театров, ликвидацию национальных районов и сельскохозяйственных колоний. А после Второй мировой, когда еврейское население Украины сократилось на две трети, по еврейской культуре был нанесен последний удар. В отличие от еврейских украинские школы и литературные журналы не закрывались даже в самые тяжелые периоды гонений, что позволило сохранить культурную преемственность после обретения Украиной независимости. И немалую роль в этом сыграли те евреи, которые в 1920-е бок о бок с украинскими национал-коммунистами строили, как им казалось, новую, более справедливую Украину. 

Беседовал Михаил Гольд

На заставочном фото: Крещатик, середина 1920-х. Фото: photohistory.kiev.ua

Михаил Гольд

Новости

Самое читаемое