ИсторияЭхо Второй мировой

Честь имею. Как майор Вермахта, правнук Пушкина, 125 греков от казни спас

07:30 17 май 2019.  2116Читайте на: УКРРУС

Летом 1944 года немецкий комендант аэродрома на острове Парос граф фон Меренберг нарушил приказ командования, отпустив 125 заложников, приговоренных к расстрелу.

Остров Парос в Эгейском море был оккупирован нацистами в 1943-м после того как отсюда ушли итальянцы, переметнувшиеся на сторону союзников. О драме, развернувшейся год спустя, в центре которой оказался правнук Пушкина и внук Александра II рассказывает на сайте sneg.tv Григорий Студнев. 

Заняв остров, немцы приступили к строительству аэродрома, что обеспокоило командование союзников. 14 мая 1944 года английская подлодка высадила у острова отряд диверсантов под командованием капитана Андерса Лассена. Вскоре при содействии местных партизан они атаковали строящийся аэродром, в результате чего был тяжело ранен его комендант Табель, убиты два радиста и серьезно повреждены все электрические и телефонные линии.

Памятник Николасу Стелласу в одном из скверов Пароса 

Немцы приняли жесткие меры, публично повесив пойманного во время диверсии 23-летнего партизана Николаса Стелласа, отказавшегося выдать сообщников. Немецкое командование пошло дальше и распорядилось казнить 125 трудоспособных мужчин. При этом каждая деревня должна была самостоятельно выбрать, кто именно будет расстрелян.

Ответственным за исполнение приказа был назначен майор Георг Михаэль фон Меренберг — преемник Табеля на посту коменданта аэродрома. Потомственный немецкий офицер был правнуком Александра Пушкина, внуком Александра II, а по матери приходился двоюродным братом российскому императору Николаю II.

К 1944 году фон Меренберг дважды попадал под трибунал — за отказ отдать честь партийным приветствием и избиение члена НСДАП. Кроме того, зимой 1941-1942 года на Восточном фронте он с риском для карьеры спас жизни трех молодых летчиков, которых хотели расстрелять за жалобы на качество зимней формы и анекдоты про Гитлера и Муссолини. После этого офицера убрали подальше от линии фронта, а в личном деле прописали запрет на продвижение по службе после получения майорского звания.

Майор Георг Михаэль фон Меренберг

Графу претили излишняя жестокость и фанатичность нацистов, но в то же время он был исполнительным офицером и деятельным руководителем. И приказ о казни 125 человек проигнорировать не мог.

Греки, узнав об этом, пришли в ужас. К коменданту направилась делегация из духовенства и видных граждан островов Парос и Антипарос. В их числе был и отец Филофей (Зервакос), настоятель Лонговардского монастыря — крупнейшей обители на Паросе и одной из самых почитаемых святынь на Кикладских островах.

Фон Меренберг отказался принимать просителей, поскольку встреча могла быть истолкована как переговоры с врагом. Однако его адъютант шепнул гостям, что комендант аэродрома готов принять приглашение в монастырь, которое тут же и получил.

Против этого визита немецкое командование не возражало, поскольку майор-аристократ интересовался историей и искусством, к тому же мать его была православной.

В воскресенье, 23 июля 1944 года, в сопровождении шести офицеров, солдат и переводчика фон Меренберг прибыл в монастырь. По этому случаю монахи подали к столу изысканные сыры, оливки, фиги и вино. В качестве исключения в нарушение монастырского устава закололи ягненка — редкое угощение в условиях голода военного времени.

Монастырь Лонговарда на острове Парос

Майор познакомился с местной библиотекой, высоко оценил аскетичный уклад монастыря и трудолюбие монахов. Довольно быстро между комендантом и настоятелем установились вполне дружеские отношения. Побывала делегация и на вечерне, где монахи вознесли молитву за приговоренных к смерти братьев по вере.

После этого отец Филофей пригласил гостя выпить кофе, и тогда произошло странное. Фон Меренберг остановился у одной из картин и долго в молчании на нее смотрел.

— Это Ялта, — произнес он и рассказал монахам, что в детстве часто бывал в Крыму с матерью и бабушкой и отдыхал в Ялте, с которой у него связаны одни из самых счастливых детских воспоминаний.

Позже Филофей вспоминал, что в этот момент на собравшихся снизошла благодать. Визит заканчивался, и на прощание комендант пообещал оказать монахам любую помощь — вполне обычная вежливая формулировка.

На этих словах игумен попросил всех покинуть помещение, чтобы поговорить с комендантом с глазу на глаз.

Настоятель сказал, что это щедрое предложение, но прежде попросил фон Меренберга дать слово, что тот исполнит любую просьбу. Тот так и поступил.

— Спасите жизни 125 невиновных мужчин.

— Это невозможно. Да, это несправедливо, но у меня есть приказ. Просите о чем-нибудь другом.

— Тогда казните меня вместо них.

— Это тоже невозможно.

— Тогда пообещайте мне, что я буду в числе тех, кого должны казнить.

Настоятель Лонговардского монастыря Блаженный старец Филофей. Фото  charmingthebirdsfromthetrees.com

Атмосфера монастыря и непреклонное желание настоятеля пойти на что угодно ради спасения единоверцев заставили графа задуматься. Казнь 125 человек, выбранных наобум, была чудовищной несправедливостью в его глазах. Однако и приказ был однозначным — в противном случае расстрел ждал самого коменданта.

— Я пощажу их жизни, если вы гарантируете, что ни один грек на Паросе не предпримет враждебных действий в отношении немецких солдат и офицеров, а также не окажет содействия вражеским диверсантам.

Решение было не только милосердным, но и политически выверенным. Казнь 125 человек неминуемо вызвала бы гнев жителей острова и грозила новыми диверсиями или даже мятежом. Авторитет старца Филофея на островах был непререкаемым. Обещание было выполнено неукоснительно.

Хотя Георга фон Меренберга вскоре отстранили от командования, отправили в отставку и лишили военной пенсии, приказ о казни 125 человек так и не был приведен в исполнение. После войны граф тяжело болел и пребывал в депрессии, его квартира и особняк отца были полностью разрушены… Он умер в 1965 году в Висбадене, ничего не рассказав семье об эпизоде на Паросе. Его потомки узнали эту историю только в 2010 году благодаря усилиям журналистки Кэтрин Кларк.

Старец Филофей ушел из жизни в мае 1980 года в возрасте 96 лет, в 2006 году был признан блаженным, а день его почитания отмечается 23 июля — в годовщину заключенного с Георгом фон Меренбергом договора в 1944 году.

На заставочном фото: остров Парос. Фото Grekomania.ru

Михаил Гольд

Новости

Самое читаемое