ПолитикаВласть

Без пяти минут гарант: с какими вызовами столкнется Зеленский в президентском кресле

20:00 24 апр 2019.  7840Читайте на: УКРРУС

У команды нового президента не будет времени для раскачки. А вот проблем возникнет – хоть пруд пруди…

В подсчете голосов по итогам воскресного волеизъявления поставлена точка: Центризбирком обработал 100% электронных протоколов второго тура президентских выборов. Владимир Зеленский получил 73,22% голосов избирателей, а Петр Порошенко – 24,45%. Еще 2,31% избирателей свои бюллетени испортили. Владимир Зеленский победил практически во всех регионах Украины. Петр Порошенко набрал больше голосов соперника только во Львовской области и в заграничном избирательном округе.

До 1 мая Центризбирком должен завершить подсчет голосов по протоколам с мокрыми печатями и объявить окончательные результаты второго тура. Затем по согласованию с Владимиром Зеленским Верховная Рада должна принять постановление о назначении инаугурации нового президента. По закону, это может произойти не позднее 3 июня. В штабе господина Зеленского предполагают, что его официальное вступление на должность может состояться 28 мая. С какими вызовами столкнется новоизбранный глава государства в первые 100 дней своего президентства, - анализирует Lenta.UA.

Читайте также: На пороге нового передела: Коломойский возвращается в Украину

Вызов первый: война на Донбассе

В штабе Владимира Зеленского заявляют, что тут и сейчас «нет возможности» закончить войну на востоке Украины и остановить российскую агрессию, поскольку это вопрос не одного дня. Сам Зеленский говорит о желании проводить прямые переговоры с Путиным, однако в Кремле на эти рефлексии новоизбранного главы государства до сих пор не отреагировали. В принципе, вполне логично, поскольку Владимир Зеленский де-юре не вступил в должность. Однако от него уже сейчас ждут реакцию на сегодняшний указ хозяина Кремля Владимира Путина об упрощения предоставления российских паспортов жителям оккупированных территорий Донбасса.

Есть и другой важный элемент решения вопроса об ОРДЛО. Уже в ближайшие два месяца должен состояться саммит нормандского формата, который будет рассматривать вопрос вывода российских войск из Украины, и принять решение о заходе на Донбасс «голубых касок» ООН. В неформальных разговорах представители команды «Зе» говорят, что именно на это мероприятие возлагаются большие надежды, и новоизбранный президент ожидает, что по его итогам переговорный воз с РФ сдвинется с мертвой точки.

На данный момент из топ-чиновников России итоги выборов украинского президента прокомментировал в своем Facebook премьер Дмитрий Медведев, который заявил, что видит шанс на улучшение отношений между двумя странами: «У меня нет сомнений – новый глава государства по России будет придерживаться риторики, которую он использовал в ходе предвыборной кампании. Повторять известные идеологические формулы, ориентированные на различные группы населения. Нет никаких иллюзий по этому поводу. В то же время шансы на улучшение взаимодействия с нашей страной все же есть». Но в команде «Зе» настаивают: минский и нормандский форматы – безальтернативны…

Вызов второй: освобождение военнопленных и моряков

Как свидетельствуют соцопросы, общество ожидает активных действий от новой украинской власти и в решении вопроса военнопленных, в частности задержанных в Керченском проливе моряков. На днях защита моряков подала апелляцию на продолжение им ареста. Как известно, Лефортовский суд в Москве продлил арест 24 украинским пленным морякам до 24 июля.

Что касается пленных, то в марте украинская сторона трехсторонней контактной группы в Минске предложила провести обмен пленными по формуле 25/25, однако РФ этот вариант отбросила. Сдвинуть вопрос с мертвой точки, вероятно, мог бы помочь Зеленскому кум Путина Виктор Медведчук, однако это вряд ли произойдет. Почему? Несмотря на то, что сам Медведчук, когда победа Зеленского уже была очевидной, говорил о готовности поддержать нового президента, Владимир Зеленский публично назвал его «неэффективным переговорщиком». Более того, Зеленский анонсировал ротацию представителей Украины в минской контактной группе.

Отталкиваясь от этого, можно прийти к выводу, что вопрос военнопленных застопорится, поскольку в кадровой обойме нового гаранта нет «тяжеловесов», способных вести переговоры с РФ на равных. Внешнюю политику в команде «Зе» курирует экс-министр финансов Александр Данилюк — абсолютно «инородный» для Путина человек. Поэтому, с тем, чтобы вопрос обмена пленными не законсервировался, Владимиру Зеленскому кровь из носа нужно искать матерых переговорщиков, которые являются не просто профессионалами, но и ранее уже контактировали с российским руководством в ходе формальных или неофициальных встреч.  

Вызов третий: МВФ и тарифы

Предвыборные заявления Зеленского о необходимости снизить тарифы, безусловно, понравились большинству избирателей Зеленского. Однако аккурат после оглашения результатов выборов один из ведущих спикеров команды нового президента Дмитрий Разумков заявил, что этот вопрос не входит в сферу компетенции главы государства. И потом, не стоит забывать, что вопрос тарифного ценообразования напрямую завязан  с сотрудничеством с МВФ.

Приезд оценочной миссии Международного валютного фонда для очередного пересмотра программы stand-by для Украины объемом $3,9 млрд. долларов ожидается в мае-июне. Напомним, что совет директоров МВФ в декабре прошлого года утвердил новую 14-месячную программу stand-by для Украины объемом 3,9 млрд. долларов, в рамках которой наша страна получила первый транш в объеме $1,4 млрд. Получение еще двух траншей по 1,3 миллиарда ожидается по итогам пересмотра выполнения условий программы в мае и ноябре.

По мнению экспертов, неким «тормозом» во взаимоотношениях с МВФ может стать  недавнее решение суда об отмене национализации «ПриватБанка». Также в фонде будут ждать формирования новой команды переговорщиков со стороны Украины, в которую должны войти глава Нацбанка и министр финансов. Когда произойдут кадровые изменения, и произойдут ли они в принципе, сейчас сказать крайне непросто.

Хотим мы того или нет, но факт остается фактом: международные партнеры Украины и их финансовая помощь является одной из предпосылок стабильного курса гривны, а следовательно, и курса доллара в стране. Поэтому новой команде следует буквально сразу же после прихода к власти, решать этот, без преувеличения, сверхпроблемный пакет вопросов, от которого напрямую зависит благосостояние рядовых украинцев.

Вызовы «в нагрузку»

Помимо трех, ключевых на наш взгляд, вызовов, с которыми, едва приступив к выполнению обязанностей главы государства, неизбежно столкнется Владимир Зеленский, существует еще колоссальный массив вопросов, которые нужно решать буквально в «пожарном» режиме. К числу таковых, безусловно, относится «перезагрузка» власти на местах, во избежание кадрового коллапса в регионах. Президент, согласно Конституции, своим указом назначает губернаторов. Но делает это только после соответствующего представления Кабинета министров. От результатов диалога между двумя ветвями исполнительной власти зависит, насколько быстро произойдет смена кадров на местах.

На данный момент уже пять глав облгосадминистраций  написали заявление об отставке. Понятно, что это только начало. Есть ли в кадровой обойме Зеленского не просто «парашютисты», а люди, во-первых, хорошо знающие отдельно взятый регион, во-вторых, способные найти точки соприкосновения с облсоветами — большой вопрос. Сейчас в команде «Зе» избегают ответов: мол, все карты раскроем только после инаугурации.

Появится возможность у Зеленского надавить на мэра Киева Виталия Кличко. Дело в том, что согласно закону «О столице Украины – городе-герое Киеве», главу Киевской городской государственной администрации, который является руководителем исполкома горсовета, назначает Президент. Если это произойдет, полномочия нынешнего мэра будут серьезно обрезаны.

Осенью (а может и раньше – если юристам нового президента удастся найти лакуну в законодательстве) Украину ожидают парламентские выборы, а, следовательно – изменение состава правительства. Каким образом это отразится на проведении начатых уходящей властью реформ? Известно, что Владимир Зеленский крайне негативно отзывается о медреформе. Скорее всего, он будет всячески лоббировать либо ее «заморозку», либо полное упразднение.

Накануне и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун ответила на критику со стороны команды Владимира Зеленского таким образом: «Мы ввели институт семейных врачей. Хочу отметить, что, к примеру, в Британии примерно в 90% всех обращений пациентов помогают именно семейные врачи. Это эффективно, потому что помогает предотвращать многие болезни до того, как они будут нуждаться сложного, дорогого и не всегда успешного лечения». Об отставке Супрун, похоже, не думает и заявляет о том, что в текущем году «продолжится подготовка к трансформации специализированной помощи: поликлиник и стационаров, а  с 1 января 2020 новые механизмы финансирования заработают на всех уровнях медицинской помощи - от первичной до стационарной».

Влиять на правоохранителей или на борьбу с коррупцией Владимиру Зеленскому будет сложно. Для увольнения или назначения генпрокурора президенту требуется согласие большинства Верховной Рады в 226 голосов, а «своих» депутатов в нынешней Раде у Зеленского пока что нет. Аналогичная ситуация – с председателем Службы безопасности Украины (СБУ) - президент только вносит представление на увольнение или назначение председателя службы, но решающее слово за парламентариями. Руководитель Нацбанка также освобождается и назначается Верховной Радой, но кандидатуру председателя подает глава государства.

Впрочем, не исключено, что командой нового президента будут найдены компромиссные кандидатуры, которые устроят большинство парламентариев. Тем более, по информации Lenta.UA, некоторые попытки договориться и «сколотить» большинство под ряд ключевых для Зеленского голосований ведутся уже сейчас. Главными переговорщиками называют нардепов от депутатской группы «Видродження» Евгения Геллера и Владимира Пилипенко.

Президент имеет рычаг влияния на Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) - может назначить одного из трех независимых аудиторов. Сейчас это место пустует, и Зеленский без проблем своим указом сможет его назначить, запустив процедуру проверки деятельности директора бюро Артема Ситника.

Кроме того гарант Конституции может внести на утверждение Рады кандидатуры двух министров – обороны и иностранных дел. Но для этого тоже необходимо собрать 226 голосов для увольнения нынешних. Будет ли это осуществлено? Все зависит от «дипломатических» талантов неформальных представителей Зеленского в ВР.

Для того, чтобы хоть как-то влиять на исполнительную власть, новому президенту нужно будет либо договариваться с нынешним премьер-министром, либо пытаться каким-то образом собрать 226 голосов в парламенте для смены правительства. Впрочем, даже если Зеленский не сможет влиять на работу Кабмина Гройсмана, ему вполне по силам создать для него огромные проблемы и даже парализовать работу. Дело в том, что президент имеет полномочия приостанавливать действие всех актов КМУ, мотивируя это несоответствием Конституции. Одновременно с этим гарант направляет этот акт на экспертизу в Конституционный суд. В конце 2000-х президент Виктор Ющенко таким образом вставлял палки в колеса премьерам Виктору Януковичу и Юлии Тимошенко, буквально принуждая их идти на компромиссы.

Также не стоит забывать о том, что Президент имеет исключительное право подписывать законы, принятые Верховной Радой. Если Владимир Зеленский не будет соглашаться по тому или иному принятому закону, он может ветировать его. Преодолеть вето нардепы могут лишь двумя третями голосов, что сейчас выглядит малореальным.

Отдельная тема – волеизъявление народа. Глава государства имеет право объявить референдум по изменению Конституции. Владимир Зеленский постоянно говорит, что хочет проводить как можно больше референдумов. Только вот проблема – сейчас в Украине отсутствует закон, который бы четко регулировал проведение плебисцидов…

Новый президент сразу же получает полномочия назначать и увольнять руководителей дипломатических представительств Украины. Однако в ситуации с послами президент должен получить еще и подпись премьера, а также министра иностранных дел. И это не просто формальность – в 2006 году в рамках так называемой «войны контрасигнаций» (contrasignatura – министерская скрепа, подпись) правительство Януковича «оптом» возвращало на Банковую указы президента о назначении послов и требовало согласования этих решений. Иначе премьер подписи не ставил.

Глава государства назначает треть состава Конституционного суда. Однако сейчас там нет ни одного вакантного места, а освобождать досрочно судей КСУ практически невозможно. В свое время Виктор Ющенко пытался это делать, но их потом через суды возобновляли в должности.

Чуть проще ситуация с силовым блоком. Как Главнокомандующий президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил. Поэтому новый президент при желании может предельно быстро заменить начальника Генштаба Виктора Муженко. Также Президент по должности является председателем Совета национальной безопасности и обороны (СНБО). Гарант единолично назначает секретаря и заместителей СНБО, формируя персональный состав этого совета, кроме нескольких чиновников, которые входят туда по должности. Поэтому «уйти» Александра Турчинова Зеленский сможет прямо в день инаугурации.

И напоследок…

Владимир Зеленский обещает, что будет президентом только один срок. Он шутит, что даже на посту президента не будет отказываться выходить на сцену со студией «95 квартал», если будут предлагать.

Для развития регионов Зеленский хочет перенести органы власти из Киева. Какие именно и куда – не уточняет: «Власть должна видеть проблемы на местах, а не из окон своих киевских кабинетов». Кстати, в некоторых странах есть подобный опыт. К примеру, Грузия переносила парламент из столицы в Кутаиси, но с 2019 года он вернулся в Тбилиси.

Наталия Ромашова

Читайте также: Парубий назвал условия своей возможной отставки

Крижак Дмитрий

Самое читаемое